Когда и как появились первые школы

Школа имеет для человека очень большое значение, потому что именно в школьные годы мы получаем большинство знаний, которые используем потом на протяжении всей жизни.

Когда же появились первые в истории человечества школы и какими они тогда были? Для ответа на этот вопрос нам с вами нужно заглянуть в историю.

Первые школы в государствах Древнего Востока известны уже с III—II тысячелетий до н.э. Тогда в низовьях рек Тигр и Евфрат жил высококультурный для своего времени народ, называемый шумерами.

Шумеры знали и умели очень многое – они пряли, занимались ткачеством, выковывали различные орудия труда из меди и бронзы, а также знали гончарное искусство и много чего еще. 

Уже за 3 тысячи лет до нашей эры шумерский народ имел свою собственную письменность. Кроме того, им были знакомы основные правила алгебры.

Более того, у шумеров имелись школы, которые тогда назывались «домами табличек», потому что их ученики для занятий использовали глиняные таблички – на них писали, по ним читали и вообще учились. Скорее всего, именно эти учебные заведения и можно назвать самыми первыми школами в истории человечества.

Руководил такой школой уммиа – как сейчас директор. У него было несколько подручных: учителя, помощник наставника – именовавшийся «старшим братом», а также человек, обязанностью которого было следить за дисциплиной. А надо сказать, что порядки в шумерских школах были очень строгие.

По названию самой школы, ее учеников называли «дети дома табличек». Отучившись, они получали должность писца.

Школы в Древней Греции

Древняя Греция – это не только колыбель архитектуры, но и фундамент европейской цивилизации. Греческие мыслители сконцентрировали на территории своей страны знания, привезенные из разных государств – это и Малая Азия, Египет, Византия. А в последующем греческие науки, развитые и преумноженные, стали базой знаний всех европейских стран.

Именно из Древней Греции в русский, да и другие языки пришли понятия «школа», «гимназия», «лицей», «академия», «университет».

Еще в период античности греки стремились дать детям не только знания, но и воспитать порядочных, интеллектуальных, здоровых, развитых физически и нравственно представителей общества. Ценились не только красота тела, но ещё больше ум, честь и совесть.

Неграмотных людей в Греции практически не было. Об этом свидетельствуют исторические источники, датированные еще 5 веком до нашей эры. Изначально обучение шло на дому, но позже были созданы школы, гимназии.

Образование греки начинали получать по достижении 7-летнего возраста. До этого времени ребенок находился на попечении мамы, была у него и кормилица. Со школьной скамьи на первый план выходил отец и раб-учитель. Именно рабы были педагогами. Дословно в переводе с греческого слово «педагог» означает «сопровождающий». Раб, приставленный к юному школьнику, не только сопровождал его в школу, но и следил за достойным воспитанием.

В самой же школе у каждого из детей было как минимум 3 педагога:

  • Грамматист.
  • Учитель-знаток церковных порядков.
  • Музыкант.

Главным являлся грамматист. В его ведении было обучение детей не только письму и грамоте, но и счету. Грамматист вместе со своими учениками изучал и скандировал поэмы Гомера, басни Эзопа.

Привычными в нашем понимании тетрадями были пара дощечек, скрепленных между собой. Диптихи раскрывали как книгу. Внутри дощечки натирали воском. Писали палочкой, вылитой из металла (стилусом). После написания текст можно было стереть прикрепленной к обратной стороне тетради лопаткой. В некоторых случаях диптихи использовали в качестве конвертов, скреплялись печатями и отправлялись по различным адресам. Счету детей учили на камешках.

Обучение церковным ремеслам и песнопениям в Греции велось не менее интенсивно, чем грамматике. Было много религиозных праздников, на которые всегда собиралось много народу, на таких празднествах исполнялись церковные песни.

Мальчики пели обрядовые песни хором или соло. В репертуаре были и гимны для торжественных случаев. Учителей, которые занимались с детьми разучиванием песен, называли «кифаристами»: они обучали игре на струнных инструментах – кифаре и лире.

Обязательные занятия гимнастикой начинались с 12 лет Учителя физкультуры именовали «педотриб», что в переводе с греческого значит «тренер ребенка».

В греческих городах было очень престижно расти ловким, сильным, гибким, выносливым, физически крепким, умным, начитанным, просвещенным. Мальчиков готовили и к военной службе. Педотриб учил подрастающее поколение метанию копья, диска, бегу, плаванию, борьбе, прыжкам в длину и высоту, езде верхом. Дети выступали на различных гимнастических соревнованиях. В Древней Греции, желая показать, что тот или иной человек не достоин быть гражданином, говорили: “Он не умеет ни читать, ни плавать”.

Во времена Средневековья (период примерно с 5-го по 15-16 век нашей эры), самыми первыми учебными заведениями являлись школы при монастырях и церковных приходах.

Посещать такую школу имели возможность только дети из богатых семей, поскольку обучение в них было платным. Все занятия здесь проводились на латинском языке. Детей обучали чтению, письму, простейшему счету, а также основам христианской религии и церковному пению.  С XI (11) века стали появляться первые светские учебные заведения – то есть такие, в которых главным было изучение различных наук, а не только предметов, связанных с религией.

В средневековой школе обучение делилась на два уровня, которые назывались ступенями. Во время обучения на первой ступени (она называлась тривиум) учащиеся изучали грамматику, риторику и логику. В том случае, если учащийся добивался успехов в обучении, он переходил на следующую ступень (квадривиум), где преподавались арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Полный курс обучения длился немного больше, чем в современной школе – от 12 до 13 лет. А спустя еще два столетия самые крупные в Европе церковные и светские школы начали превращать в университеты.   

Школы в России

В Древней Руси школы появились еще до татаро-монгольского нашествия. 

В 988 году от Рождества Христова, после принятия Киевской Руси христианства, Великий киевский князь Владимир приказал отдавать «на книжное учение» детей «лучших людей», то есть опять же знатных и богатых.  Брат князя, Ярослав Мудрый основал в Великом Новгороде школу для детей старост (государственных служащих) и духовных лиц. Обучение в ней велось на родном, то есть на старославянском языке. Ученики постигали науку чтения, письма, а также обучались основам христианской религии и счету (простейшим правилам математики). 

В те далекие времена образование ценилось очень высоко. И, в связи с этим в 1551 году было принято решение о том, чтобы в доме каждого священника были созданы частные школы для обучения детей грамоте. 

Но иногда учебные заведения содержали и светские люди. В этом случае учителями в них служили так называемые особые «мастера грамоты», которые получили образование за границей.  Классы в таких школах были разновозрастные, то есть в них могли одновременно учиться дети разных возрастов и разного уровня знаний: кто-то из них только начинал учить буквы, другие уже умели бегло читать, третьи и вовсе учились писать. 

Кроме изучения чтения и письма также преподавались нотная грамота и пение. 

Как и в Древней Греции, Египте и Риме, непременной частью обучения в средневековой Руси считались розги. Применялись они, как тогда говорилось, “для пущего усердия”.  

В годы правления Петра Великого (с 1689 по 1725 годы) создание школ стало делом государственным. В одном из составленных царем планов было записано следующее: «Академии, школы есть дело очень нужное для обучения народа». 

Традиция начинать учебный год именно первого сентября тоже уходит своими корнями в средневековье. А все началось с того, что день 1 сентября в 1492 году был объявлен великим князем Иваном III первым днем нового года (новолетием) и официальным церковно государственным праздником.  С течением времени система образования менялась и школы естественно тоже. Теперь они такие, какими их знаете вы, друзья.

Типы современных школ

В истории школы при огромном многообразии направлений образования и форм учебных заведений выделяются два типа школ: «школа учебы» и «школа жизни», или «школа воспитания».

«Школа учебы» возникла в эпоху Нового времени и отразила мощь разума, науки и просвещения. В такой школе воспитание строится по принципу «от знания к убеждению и действию» и проводится в форме культурно-просветительной работы.

«Школа жизни» имеет глубокие корни в народной педагогике. В «школе жизни» не только воспитание, но и обучение согласуется со знаменитым тезисом французского педагога Ж. Ж. Руссо и швейцарского педагога И. Г. Песталоцци: «Жизнь образует (воспитывает)». В такой школе большое значение имело приобретение детьми практических навыков – сельскохозяйственных, ремесленных.

Школа в современной практике представлена отдельными типами школ.

Традиционная школа ориентирована на передачу готовых знаний, воспроизводит по преимуществу эмпирический тип мышления. Благодаря практике традиционной школы в обществе сложились представления о том, что и в каком возрасте должен знать и уметь ученик.

Специализированная школа с углубленным изучением одного или нескольких предметов ориентирована на усвоение школьником определенных способов работы с содержанием изучаемого предмета, что чаще всего достигается за счет увеличения числа упражнений и учебных часов для более детального изучения материала. В большинстве случаев отличие этой школы от традиционной является не качественным, а количественным. Данный тип школы демонстрирует социуму тот факт, что при определенных способностях и предварительной подготовке дети (в основном в среднем и старшем звене обучения) могут усваивать значительно более сложный предметный материал, чем в традиционной школе, и очень рано специализироваться в определенном виде деятельности;

Гимназии, лицеи представляют собой попытку воссоздания школы академического уровня образования, это достигается введением новых предметов, как правило, гуманитарного профиля, и привлечения к процессу преподавания специалистов высокого класса. Возможные недостатки таких школ связаны с перегрузкой учебных программ, игнорированием возрастных возможностей и особенностей учащихся. Но… благодаря гимназиям и лицеям повысились требования к уровню общего среднего образования, к способу организации образовательной среды.

Инновационные школы ориентированы на создание собственных освоение уже готовых новых педагогических технологий. Инновационные школы очень неоднородны.