Василий Александрович Сухомлинский – выдающийся учитель, писатель, гуманист.

Родился будущий педагог-новатор в 1918 году в селе Васильевка Кировоградской области в бедной крестьянской семье. Здесь прошли его детство и юность.

В 17 лет стал учителем в школе недалеко от родного села, успешно закончил педагогический институт в 1938 году, преподавал родной язык и историю. В 1941 году Сухомлинский добровольцем ушёл на фронт.

В январе 1942 года он был тяжело ранен, защищая Москву, и лишь чудом остался жив. Осколок снаряда остался в его груди навсегда. После лечения в госпитале на Урале просился на фронт, однако комиссия не могла признать его даже ограниченно годным. Как только родные места были освобождены, Сухомлинский вернулся на родину.

Здесь он узнал, что его молодая жена и новорожденный сын были замучены и убиты фашистами.

“Я опять пошел в школу. Работать, работать, работать – в этом я находил хотя бы в какой-то мере забвение от горя. Целые дни я был с детьми. А ночью просыпался в два, в три часа и не мог уснуть – работал. Ждал с нетерпением утра, когда зазвучит звонкоголосое детское щебетанье. И сейчас я каждое утро жду детей – с ними мое счастье”.

В 1948 году он стал директором Павлышской средней школы, которой бессменно руководил до конца своей жизни.

Первым же своим приказом по школе новый директор обязал учителей обойти всех учеников до начала учебного года и выяснить, у всех ли есть одежда и обувь, чтобы прийти в школу 1 сентября…

В поселке Павлыш после войны люди жили трудно, голодно. Сухомлинский сам обошел семьи всех школьников, убеждал родителей завести пасеки, козу, кур, чтобы в рационе детей был мёд, молоко, белок.

Наивысшей ценностью для Сухомлинского была личность ребенка.

Его педагогическая система базировалась на гуманистических принципах:

  • доверия к ребенку
  • получение знаний без принуждения
  • воспитания без наказаний
  • сотрудничество родителей, учителей и детей
  • труд как творчество
  • свобода выбора поведения, поступка, образа жизни

Он всегда старался выстраивать обучение таким образом, чтобы оно приносило радость обеим сторонам: учителю и ученику, разработал целый комплекс эстетических программ «Воспитание красотой».

Первые годы Сухомлинский преподавал родной язык и историю, а потом стал брать первоклашек и вести их до восьмого класса.

Своим коллегам и ролдителям Сухомлинский не уставал повторять: «Годы детства — это, прежде всего, воспитание сердца».

На этом строились отношения в его школе:

  • оценка – это вознаграждение за труд, инструмент поощрения, и только в старших классах;
  • никто и никогда не должен торопить ребенка в освоении знаний
  • воспитатель и ребенок должны находиться в равных условиях, здесь нет приоритетов
  • нужно научить ребенка любить людей и природу, видеть окружающую красоту
  • родителей необходимо приглашать в школу только для одобрения поступков ребенка
  • коллектив становится воспитателем детей, если он сформирован в радости, уважении, труде

Занятия с учениками Сухомлинский любил проводить на природе: на опушке леса, на берегу реки, в школьном саду. Позже дети стали называть любимые места занятий на природе «зеленые классы». Казалось, что о природе родного края учитель знал всё.

В.В. Сухомлинский вставал всегда очень рано, а в 4.00 принимался за работу: писал книги, сказки для детей. Летом работал в саду: там под небольшим навесом был оборудован письменный стол.

Долгие годы директор вел дневники на каждого ученика, позже писал: «С годами в моей библиотеке накопились десятки тетрадей и блокнотов; каждый из них был своеобразной летописью жизни маленького гражданина, его судьбы, – от первых дней пребывания в школе до зрелости, часто до того дня, когда тот, кто был озорником, сорвиголовой, приводит в школу сына или дочку и говорит: “Принимайте, это я в иной форме…”». Позже в «зеленые классы» и «комнату сказок» стали приходить и малыши с четырех-пяти лет, а для их родителей Сухомлинский создал «Родительский университет». Родители поступали туда за 2 года до начала учебы ребенка и занимались до выпуска из школы.

Для Сухомлинского не существовало границы между личной жизнью и жизнью школы. Его учительская квартира была при школе. В кабинет директора было два входа – из школы и из квартиры. Через несколько лет «домашняя» гостиная стала библиотекой – вроде бы частной, но в нее в любое время, пройдя через кабинет директора, могли зайти все учителя и ученики школы.

Больше двадцати лет директор ежедневно встречал детей в школе, всматривался в их лица, видел, у кого проблемы дома, кто пришел в плохом настроении, для каждого находил отдельные, именно ему предназначенные слова, типа «Как твой скворечик? Выздоровела у него уже лапка?» и т.п. (видимо, дневники помогали). После уроков занимался хозяйственной деятельностью (а в павлышской школе было огромное хозяйство: собственная пасека, мастерские, огороды, виноградники) и кружковой работой.

Дети в Павлыше сами делали сеялки в мастерских, сами сажали пшеницу, собирали, обрабатывали и пекли хлеб. С третьего класса желающие могли учиться ездить на мотоцикле (для этого сделали специальный маленький мотоцикл), а потом и на тракторе. В школе работали над тем, чтобы все выпускники 11 класса, и девочки, и мальчики, умели водить трактор и комбайн! При школе было огромное количество самых разных кружков: от французского языка до кукольного театра. Но больше практических: юных агротехников, механиков, селекционеров, пчеловодов, цветоводов и т.п.

Вечерами Сухомлинский сидел на порожке школы, и к нему шли «ходоки» – взрослые жители села, которые хотели что-то узнать (Сухомлинский выписывал 26 газет и журналов и выполнял роль местного информ­агентства), составить официальное письмо и т.п. Домой возвращался затемно.

Педагогическим девизом Сухомлинского были слова «Верь в человека, и он станет человеком!»В понимании Сухомлинского с этим словом было связано все самое чистое, высокое и благородное. Идеал человека, по Сухомлинскому, это высшая человеческая красота – красота труда на благо общества, народа, Отечества.

Сам Сухомлинский писал: «Человек будущего будет, по-моему, прежде всего добрым. Чувствование человека, духовная потребность в другом человеке – вот, на мой взгляд, самая главная черта человека будущего».

В книгах «Родительская педагогика», «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина» Сухомлинский пишет о вещах простых и ясных.

Например, педагог утверждал, что заниматься умственным трудом ребенок должен только в первые 5-10 часов после пробуждения (в зависимости от возраста). «На многих фактах мы убедились, что, если ребёнок в течение нескольких часов перед сном сидит за уроками, он становится неуспевающим». Домашнее задание, по Сухомлинскому, ребенок должен делать быстро и сам – если ему помогают родители или другие дети, такое задание теряет смысл.

«Никогда не поднимает руку на другого человека тот, кто в детстве близко к сердцу принимает радости и горечи другого человека, кто готов отдать свою радость, свое благополучие во имя того, чтобы отец, мать, сестра, брат, дедушка, бабушка не знали горя, страданий. Настроить самую тонкую струну в человеческой душе – человечность – это значит прежде всего научить маленького человека творить радость для другого человека».

И Сухомлинский учил детей этой радости! Однажды они с учениками выкопали в школьном саду цветущий розовый куст и ночью, тайком от всех, посадили его перед окном пожилой одинокой женщины.

«Трудно разбудить маленького ребенка на рассвете, трудно повести его в сад, в поле – так сладок сон. Но помогите ему в первый раз преодолеть эту трудность, откройте ему глаза на красоту утренней зари, пусть он прислушается к музыке рождающегося дня, – и потом он сам не поленится встать на рассвете, пойдет любоваться красотой природы и не будет жалеть потом, что прошли годы, а он проспал ее…»

«В тихое майское утро собрались мы в школе. До восхода солнца пришли на опушку леса. Это был мой любимый уголок, с этого места открывается чудесный вид на большой пруд, в зеркале которого отражается вся игра красок рождающегося дня. Сели на траву.

С волнением я ожидал, как откликнутся детские сердца на изумительную красоту утренней зари. Я рассказал детям сказку, родившуюся в моей голове здесь же.

Где-то далеко, за горами и морями,живет Волшебник. Он – Творец Красоты. Он счастлив только тогда, когда его красоте радуются люди. Он добр. Каждую ночь он вспахивает большое поле и сеет на нем маки. К рассвету маки расцветают. Огромное, безграничное поле маков –вот что такое розовое небо, которое вы видите, дети. Видите, как играет, трепещет солнечный луч на каждом маковом лепестке…

Сказки Сухомлинского – это отдельная тема. Сам Сухомлинский их как литературные произведения не публиковал. По всей видимости, он не считал их литературой, скорее вспомогательным материалом, который помогает маленькому человеку познавать жизнь и учить родной язык. Судя по всему, на самом деле их было не 1,5 тысячи, а во много раз больше – Сухомлинский сочинял сказки по любому случаю, просто некоторые записывал.

Эти коротенькие истории действительно чудесны, они заставляют ребенка думать, сопереживать, помогают разобраться с абстрактными понятиями, учат той самой человечности, которую Сухомлинский ставил во главу угла. Только читать их нужно по одной, чтобы додумать, осмыслить услышанное.

Василий Александрович Сухомлинский многое изменил в работе школы, например, отказался от оценок в младшей школе. Правда, и в старшей он ставил только хорошие оценки (по его мнению, оценки-наказания не должно существовать в принципе). Он считал, что оценивать нужно прогресс каждого ребенка, а не самого ребенка в сравнении с другими.

Инклюзивное образование – тоже его идея. За 22 года его директорства в школе было 107 детей, которых официально признали умственно отсталыми. В Павлыше таких детей учили вместе с другими. Он писал о том, что у каждого ребенка свой темп и торопить его не надо. Кто-то научится читать за неделю, кому-то понадобится год – надо просто ждать. И что поразительно: только двое из 107 «умственно отсталых» павлышских детей окончили восемь классов, остальные – десятилетку, 25 поступили в техникумы, 13 – в вузы!

После ранения Сухомлинский всю жизнь тяжело болел. Левая рука практически не действовала, осколки, оставшиеся в легких, постоянно двигались, болело сердце. Любое, казалось бы, незначительное, душевное потрясение могло стоить ему жизни.

Василий Александрович Сухомлинский умер 2 сентября 1970 года в Павлыше. 1 сентября 1970 года он попросил подвинуть кровать к окну и смотрел, как дети идут в школу. В этот же день в «Правде» была опубликована его последняя статья – «Слово к ученикам».

Василий Александрович Сухомлинский — автор сорока книг и брошюр, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Общий тираж его книг составил около четырёх миллионов экземпляров на различных языках. Гуманистический подход в образовании, которому В.А. Сухомлинский отдал всю свою жизнь, признан по всему миру – в Германии, США, Китае, Австралии.